Стать самим собой

Опыт исследования театральной деятельности
в Коммунарской
школе №1

Вступление
  Наш город расположен в непосредственной близости от второй столицы государства – Санкт-Петербурга, который славится не только развитой промышленностью, разветвленным транспортом, сильной торговлей, высоким образованием и искусством, но и большим количеством театров. Многие коммунарцы любят театр и часто посещают спектакли Санкт-Петербургских театров. Но театр существует на протяжении многих веков потому, что в нем испытывают потребность не столько зрители, сколько актеры. А школьники, и я в том числе, по моему мнению, как никто из взрослых нуждаются в этой прекрасной игре под названием «театр». Я считаю, что в школе могут быть созданы идеальные условия для театральной деятельности.

Во-первых, школьники – люди молодые, энергичные, любопытные. Они хотят попробовать разные виды деятельности, чтобы выбрать ту, для которой предназначены. Детство, молодость – это время, когда каждый талантлив, когда большинство желает заявить о себе публично, со сцены. Во-вторых, школьные предметы – история, литература, география и другие – в своем содержании имеют много драматических сюжетов, которые сами просятся на сцену. Театральная деятельность – подспорье учителю в его стремлении дать ученикам прочные знания. Профессия учителя предполагает владение умениями режиссера. И на него как на режиссера каждый день смотрят десятки учеников, вольно или невольно подражая, слушая, подчиняясь, изучая роли руководителя и руководимого. В-третьих, в школе есть большие помещения для репетиций, актовый зал для выступления, а родители учеников могут позаботиться о костюмах и декорациях.

Мне могут возразить: в школе дети получают научные знания о мире, они должны хорошо учиться, выполнять классные и домашние задания. А театр в школе не нужен. Имея большой опыт сценической деятельности (с 5 лет выступаю на сцене), я могу сказать: театр в школе нужен. Возможно, именно здесь ребенок может найти путь, чтобы сделаться другим, не таким, как раньше. Совершить усилие. Стать... самим собой. В своей работе я постараюсь проследить историю театральной деятельности в нашей школе. Не инсценировки, не театрализации, часто применяемые учителями в учебно-воспитательном процессе, а именно театр как синтетический вид искусства является предметом моего исследования. Речь в моей работе пойдет о двух периодах: с 1983 по 1987 гг. и с 2000 года по настоящее время, то есть суммарно о 18 годах в истории нашего города. Это немного. Но настоящим патриотам важна каждая деталь родной истории, и я надеюсь, что моя работа поможет какому-то исследователю в дальнейшем более глубоко и широко охватить заявленную тему.

Кому и зачем нужен школьный театр?
        Интересные размышления на эту тему я нашла в статье Вадима Злотникова. Здесь я хочу привести небольшую выдержку из статьи «Кому и зачем нужен школьный театр?: «Театр в школе не может начинаться со взрослых. Даже если мы, педагоги, умудренные опытом и степенями, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле все в школе определяют дети. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности». Я не только согласна в этом с автором, но мне радостно читать эти строки. Как трудно было бы учиться, если бы ты постоянно ощущал себя лишь подневольным исполнителем чужих приказаний! Но нет, наша школьная жизнь – сама по себе театр со своими главными и второстепенными героями. И на сцене хочется увидеть или изобразить те сцены, которые близки по теме или по духу. И каждый из нас для себя самого – главный герой.

Участие в спектакле, тем не менее, расставляет всех героев по своим местам. И первое, чему он учит, - ответственность. Если кто-то не является на репетицию – качественно отрепетировать невозможно. Если кто-то «забыл» взять с собой текст – опять проблемы. Поэтому маленький или большой коллектив школьных актеров постепенно превращается в коллектив друзей и единомышленников, и тогда становится не столь важно – выходишь ты на сцену как главный герой трагедии или рассаживаешь малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли. Вот это чувство коллективной ответственности, привитое мне во многочисленных сценических выступлениях, не дает мне плохо учиться или просто лениться.

Я прочитала в статье В.Злотникова слова, в которых содержится очень точное замечание: «… театр может предоставить человеку только то место, которое этот человек в состоянии занять». Конечно, неслучайно при распределении ролей в будущем спектакле режиссер предлагает актеру именно ту, а не другую роль. А иногда приходится менять состав актеров – не идет, не получается. И этот процесс помогает играющему роль человеку понять самое главное - самого себя, помогает оценить свои возможности, определить способности. А чтобы не было обид: «Утебя-то главная роль, а у меня нет!» - все участники спектакля всегда принимают участие в стирке, например, костюмов, в уборке помещений.

Театр – это большой труд. Во многом это преодоление себя. Надо выучить текст (на уроках никогда не задают учить наизусть так много текста!), надо своевременно являться на репетицию, надо стараться понять режиссера и выполнять его указания. Не стесняться, не фальшивить. Тренировать голос, тело, взгляд. И тогда придет успех. И тогда актер-школьник сможет сказать: «Я сделал это!». Для этого и существует школьный театр. А на спектакле школьники переживают не только за то, получится у них или не получится. Ведь в зале сидят зрители – родные, знакомые и незнакомые. Понравится ли им? Узнают ли его, такого непривычного, поймут ли? Театр учит сопереживанию. И это здорово! История театра (во всяком случае, обозримая, та, о которой остались свидетельства) в Коммунарской школе начинается с работы студии «Парус».

Работа школьного клуба «Парус»
        В 1983 году в школе был создан литературный клуб «ПАРУС» под руководством учителя русского языка и литературы Галины Васильевны Юрьевой. Он просуществовал до 1987 года. В ноябре 1983 года состоялось открытие клуба. Первым мероприятием стал диспут на тему «Герой нашего времени». Далее заседания клуба проходили в форме «Огоньков», дискуссий, заседаний, встреч с интересными людьми. Частым гостем клуба стал поэт-коммунаровец Анатолий Дрюков. О нем хотелось бы сказать отдельно. В 1942 году тринадцатилетним пареньком Анатолий Дрюков ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Ему постоянно везло: невредимым выходил из огня и дыма. За первые боевые дела юноша получил медаль «За отвагу». Однако вскоре в жизни Анатолия Дрюкова случилась беда.

В конце мая 1945 года он шел на речку купаться и увидел на берегу Ижоры детей. Девочки собирали цветы, а мальчики извлекали из земли какой-то темный предмет. «Мина! - догадался Анатолий. Он бросился к мальчишкам, расшвырял их в стороны, но сам не успел уйти от притаившегося врага. Раздался взрыв… С этого момента жизнь Анатолия Дрюкова круто изменилась – он стал инвалидом первой группы. Ампутирована до локтя правая рука, потерян слух, один глаз не видит… Но Анатолий нашел силы жить дальше. Он научился писать левой рукой. Любовь к литературе, горячее сердце бойца, желание служить людям сделали его поэтом.

На крыше – шапкою мохнатой –
И простынями – на лугах –
На елях – мягкие, как вата –
Лежат снега…

Свежи, чисты и ноздреваты.
Читатель мой, а видел ты:
Снега – хитры, как маскхалаты,
Снега – багровы, как бинты?

Большой вклад внес Анатолий Дрюков в работу литературного клуба «Парус». Цель работы «Паруса» заключалась в том, чтобы привить молодежи любовь к литературе и театру. И это удалось. В 1984 году участники клуба поставили спектакль по комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». А в марте 1987 года – спектакль по пьесе А.Н.Островского «Женитьба Бальзаминова». Работники фабрики с удовольствием смотрели постановку, в которой играли учащиеся 10-х классов. Спектакль имел успех. На заседаниях литературного клуба бывали деятели культуры: драматург П.П.Макаров, поэтесса Ирэна Сергеева и другие. Также в клубе отмечали памятные даты: 175 лет со дня рождения Н.В.Гоголя, 150 лет со дня гибели А.С.Пушкина. В мае 1985 года было проведено мероприятие под лозунгом «Мы судим фашизм».

Как отклик на него в клуб приходили письма от ветеранов с теплыми словами благодарности. В 1987 году многие участники клуба окончили школу и попрощались с ней. Работа литературного клуба прекратилась. Но я уверена, что для его участников это время навсегда останется ярким и добрым воспоминанием на всю жизнь. Театральная жизнь Коммунарской школы № 1 возрождается в 2001 году с приходом в школу Эльвиры Владимировны Белобровой.

История выпускных спектаклей Коммунарской школы № 1
        Эта часть моей работы представлена как ответ Эльвиры Владимировны Белобровой на мой вопрос о том, как организовывалась работа по созданию уже не литературного, а театрального кружка или студии. Эльвира Владимировна Белоброва пришла на работу в нашу школу в 1989 году. Она родилась в городе Сланцы Ленинградской области, училась в школе на «отлично» и окончила школу «почти с золотой медалью» (к сожалению, медальная комиссия поставила ей за экзаменационное сочинение оценку «3», и медаль Эльвире Владимировне не дали). Будучи ученицей, Эльвира Владимировна неоднократно проводила школьные каникулы в лагере школьного актива «Зеркальный». Там она получила навыки управления коллективом, научилась многим играм, приемам организации сверстников. Возможно, из детских лет идет и увлечение Эльвиры Владимировны театром.

Она любила уроки литературы и часто выступала в театрализациях. В 1989 году Эльвира Владимировна с красным дипломом окончила факультет детства Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Она всегда говорит, что получила самое хорошее педагогическое образование. Сначала работала в нашей школе учителем начальных классов, потом заместителем директора по методической работе, педагогом дополнительного образования. Одно из увлечений Эльвиры Владимировны - театр - стало общим для школы. Под руководством Эльвиры Владимировны поставлен целый ряд спектаклей, которые транслировались по местному кабельному телевидению. Вот как она сама рассказывает об этой стороне своей деятельности (рассказ записан мною в беседе с Эльвирой Владимировной).

«Я всегда очень любила театр. В некоторые годы количество просмотренных мною спектаклей достигало сорока, о чем свидетельствуют записи в дневнике. Конечно же, наступил момент, когда мне захотелось не только смотреть чужие работы, но и попробовать сделать что-нибудь самой. Так были поставлены спектакли с моим 3-м классом – «Кошкин дом» по С.Я. Маршаку и «Волшебница», потом было новогоднее представление «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и спектакль «Царевна-Лягушка» с девятиклассниками в 2001 году. Тогда же родилась идея выпускного спектакля одиннадцатиклассников. Мне казалось на тот момент, а это был январь 2001 года, что можно создать в школе такую традицию.

Пьеса, которую было решено ставить с выпуском 2001 года, называлась «Благослови детей и зверей», ее автор Юлия Витковская. В этой пьесе главные роли играют шесть мальчиков, но я не очень верила, что парни смогут выучить большое количество текста, поэтому предложила сыграть эти роли девочкам. Наташа Воронина, Аня Ким, Наташа Мормина, Таня Плоцкина, Наташа Родионова, Алена Яковлева, это были девочки из 11а и 11г классов (математического и педагогического), все они хорошо учились. Вообще в спектакле участвовало 19 человек, была придумана очень удачная форма, когда бизонов, которых спасали ребята, изображали зрители (100 человек), сидящие в зале. Для этого эффекта мы поставили шесть стремянок и натянули вокруг зрительного зала веревку с красными флажками, превратив зал в загон для животных.

В спектакле были использованы песни групп, играющих рок, «Кино», «ДДТ», «Алиса». Я очень долго искала последнюю песню, в итоге остановилась на музыке Энио Мариконе из кинофильма «Профессионал». Но на самом спектакле подвела аппаратура, поэтому эффектный финал сделать не удалось. Просто отказал усилитель, и звук в зал не пошел. Ситуацию спасла Наташа Воронина. Я сидела около магнитофона и не знала, что делать, ведь не кричать же через весь зал, что музыки не будет, от напряжения я Леше Гиморе (мальчику, который сидел на звуке) до синяков сжала руку. Все напряжены, скоро развязка. Наташа каким-то шестым чувством поняла, что у нас проблемы, и доиграла без музыки. Никто ничего не понял. Кстати, на самом спектакле, наряду с этим, произошел и курьезный случай. По ходу действия ребята должны были пить пиво и виски. Я старательно намешала чай, который похож по цвету на пиво и на виски, и лишь потом узнала, что они пили настоящее вино и пиво.

Это очень забавно смотреть в видеоверсии. Никто не знал, что напитки будут настоящими, поэтому для всех это была неожиданность. Кстати, подобные розыгрыши практикуют и в настоящих театрах. Спектакль имел успех. Нас показали по местному телевизионному каналу. Совершенно естественно, что в следующем учебном году захотелось повторить эту работу. Хочу сказать, что это нельзя было назвать театральным кружком или школьным театром, потому что мы начинали работать где-то в феврале, а показывали спектакль после «Последнего звонка». С выпуском 2002 года мы начали репетировать спектакль по пьесе Людмилы Разумовской «Домой». Я специально съездила и посмотрела эту работу в театре С.Крючковой. Пьесу очень сильно сама же сократила, наш спектакль назывался «Где твой дом?».

Выпуск 2002 года – это выпуск, в котором училось очень много творческих мальчиков: Виноградов Коля, Лайдус Вася, Баранов Леша, Рязанов Яся, Краснов Саша, Агафонов Андрей; и девочки – Жижина Аня, Чистякова Таня, все ребята были из разных классов, это был очень дружный выпуск. Свой спектакль мы назвали «Где твой дом?», он рассказывал о судьбах беспризорников. Спектакль был грустный, в нем много героев погибало. Была очень интересная идея о равнодушии города к жизни этих детей, поэтому нам помогли девочки-танцоры, которые станцевали танец «Город». Так же было необычно то, что на протяжении всего спектакля 1 час и 20 минут непрерывно звучала классическая музыка. Музыку мне помогла подобрать И.М.Гулимова, профессиональный педагог по музыке. В спектакле участвовало 11 человек. В нашем актовом зале мы убрали шторы, положили на пол матрасы, а одну из стен полностью задрапировали белой тканью – это было небо и рай. Зрителей было человек 200, многие плакали. Я думаю, что это не в игре актеров было дело, а в необычности ситуации, в хорошей музыке, в самой пьесе. Труднее всего было тем зрителям, кто решил смотреть спектакль, сидя на матрасах, а не на стульях, у них было то еще испытание.

Когда репетировали эту пьесу, я поняла, что такая «традиция» - это страшное напряжение для 11-х классов, ведь у них выпускные экзамены, вступительные, а мы практически апрель и май целиком репетировали. Но положительный результат на время отвлек меня от этих здравых мыслей. К сожалению, от этого спектакля осталась только любительская видеоверсия, да и фотографий у меня только две, где мы сидим все вместе. Я поначалу не очень-то стремилась запечатлеть нашу деятельность на пленке. В 2002 году, в сентябре, я поступила в Ленинградский областной колледж культуры и искусств на факультет «Постановка театрализованных праздников». Я отучилась там две сессии.

Спектакль выпуска 2003 года «Я хочу, чтобы меня любили» по пьесе Ксении Драгунской «Рыжая пьеса» был, на мой взгляд, самым театральным из всех, потому что здесь я уже знала, как театрализовать текст. Катя Гаврилова, Миша Рябенков, Катя Лютая, Илья Иващенко, Таня Дудина, Лена Салкина, Леша Чикиш, Тоня Ахрамеева, Антон Жаров, они очень здорово играли, я их любила сильно-пресильно. Этот спектакль очень хорошо сняла Лена Лютая на любительскую видеокамеру, она побывала на репетиции, все записала. Поэтому на спектакле Лена прекрасно ориентировалась в том, кто, куда, откуда пойдет. Перед самой премьерой у нас сгорела лампа в чужом прожекторе (нам его дали в клубе). Мы обошли с Лешей Чикишем все фабрики в поисках этой лампы, нигде нет. Только благодаря Лешиной находчивости и его золотым рукам у нас на спектакле был свет.

Еще интересным было то, что после спектакля подходили зрители, которые увидели в пьесе что-то свое, даже то, о чем я и не думала. Вот она, волшебная сила искусства. Самым трудным для меня был четвертый спектакль «Бабий дом» по пьесе Александра Демахина. Мы его ставили с выпуском 2004 года. Это было похоже не на праздник, а на труд. Не совсем хорошо мы находили общий язык. Но мы сделали это! Маша Сиротина, Яна Антошкина, Ира Искра, Оля Сучкова, Юнона Смирнова, Аня Баранова, Даня Пицур, Юра Пушкин, Игорь Тюхменев. Спектакль был о семье, о любви и ненависти в семье, об отсутствии взаимопонимания. Это был по тексту самый трудный спектакль, самый взрослый. Стас Домбровский нас снял, поэтому нас показали по местному телеканалу. Когда мы показали этот спектакль, я возрадовалась: «Ура! Можно говорить о том, что традиция выпускных спектаклей одиннадцатиклассников состоялась!» Как же рано я радовалась.

Выпуск 2005 года – это были мои дети, мой 11б, какие планы я строила по поводу выпускного спектакля, какие пьесы хотелось поставить! Я сорвалась на Новый год. После этого «сумасшедшего» праздника, когда я придумала 28 разных выступлений от 1 до 11 класса, множество разных елок, да еще и в придачу городской КВН для педагогов, мой мозг «умер». Спектаклем 2005 года можно считать новогодний праздник старшеклассников, в основу которого была положена пьеса М.Бартенева «Куба - любовь моя». Начиная с этого праздника, началась активная полоса школьных театрализованных праздников, в которых всегда было столько ролей, сколько детей захотело участвовать от 1 до 11 класса. Все наши праздники сняты на видео и фотопленки и ждут своих исследователей.

В том же 2005 году я с группой ребят ездила на театральную смену в «Зеркальный», где нам было надо как-то назваться. Вот тогда-то я вспомнила название театра Г.В.Юрьевой, и мы в этом лагере назывались театр «Парус». Я долго любила это название и даже хотела, чтобы наш школьный театр так назывался. Может быть, так и будет. В 2005-2006 учебном году я вела театральный кружок с подростками. Помимо праздников, я с ними проводила занятия, на которых они выполняли театральные упражнения, речевые упражнения. Ребята из кружка выступали на разных мероприятиях. Их большим действием стал праздник «Сладкие и гадкие» по мотивам пьесы Владимира Синакевича «Дикий». Активными участниками кружка были: Карсанова Марина, Клюшинова Даша, Лайдус Андрей, Саранина Лера, Кукушкин Андрей, Емельянова Ксюша, Мурашова Даша, Доронин Вова, Клипова Дима, Тадевосян Тома, Полевая Маша и другие ребята.

С выпуском 2007 года я возобновила спектакли. «С любимыми не расставайтесь» по мотивам пьесы Александра Володина - это был спектакль-концерт, где помимо драматической части были еще и номера художественной самодеятельности. Участники танцевали, играли на музыкальных инструментах, читали стихи. В этой работе участвовало 45 человек. Наташа Нечаева, Дима Туркин, Саша Земскова, Юля Тишкина, Наташа Капранова, Боря Савченко, Маша Моторина, Таня Нестерова, Максим Зорин, Женя Баринова, Настя Полянская, Ксюша Воронова, Коля Родионов, Саша Коломенский, Марианна Ткаченко, Дима Леонов, Марина Прокопова, Катя Полевая, Соня Еремеева, Аня Груздева, Неля Артамонова, Галя Восканян, Катя Мошкова, Вова Смирнов, Ира Стуликова, Настя Комиссарчик, Юра Коровин и многие другие ребята – ученики нашей школы. Я смотрела этот спектакль в Театре на Литейном в Санкт-Петербурге и смею утверждать, что наш спектакль был лучше.

В 2008 году мы поставили спектакль «Да кто я такой…» по пьесе М.Ладо «Очень простая история». Это уже был настоящий театр в стенах школы. Было очень тихо. Я так «напугала» зрителей перед началом спектакля, что они даже остерегались аплодировать. С этой работы, я думаю, можно говорить о создании школьного театра. Актеры: Наташа Воронина, Юра Коровин, Вова Смирнов, Боря Савченко, Аня Филипчук, Марианна Ткаченко, Ксюша Воронова, Ира Стуликова, Андрей Лайдус, Виталик Полинский. После этого спектакля ко мне подошли зрители. «Я бы еще сходил в театр», - сказал Максим Панферов. А Вадик Немудрякин сказал: «И почему я, дурак, не любил театр?» Было много цветов. Ребята-участники были счастливы. Я была за них рада, больше всего я боялась неуспеха не за себя, а за них.

Помимо больших спектаклей, я уже несколько раз практиковала такую работу, как «Речь в движении», когда берется стихотворный текст, ищется смысл, лежащий внутри текста или даже привносится искусственный смысл, и за счет движений, произнося текст, мы пытаемся донести до зрителей свой, иногда отличный от текста смысл. Так мы сделали «Сказку о кругленьких и длинненьких человечках» Р.Сефа, «Джон Джей Пленти и кузнечик Ден» этого же автора, «Федорино горе» К.Чуковского, «Русалочку» А.С.Пушкина. Эта работа помогает ребятам очень активно творить не только словесно, но и при помощи тела. Костюмы и декорации в наших постановках играют вторичную роль. Наш театр по эстетике больше относится к «Бедному театру», далекому от натуралистичности. Все условно. Так, в первом спектакле мы использовали картонные коробки и из них конструировали машины и столики в кафе, во втором – одна скамейка была и крышей дома, и улицей, и кроватью, в третьем спектакле лестница была деревом, мы просто приделали к ней ветки, а памятники нарисовали плоские на картоне. Я пытаюсь придумывать сценографию, которую мы можем воплотить своими силами.

В 2009 году мы репетировали две работы: «Благослови детей и зверей» по пьесе Ю.Витковской, но уже главные роли играют мальчики, я в них верю. И «Оскар и Розовая дама» по пьесе Э.Шмидта. Наташа Воронина, главная героиня спектаклей 2001 и 2008 годов, уже успела окончить Университет технологии и дизайна и поступила на заочное отделение Ленинградского областного колледжа культуры и искусств на факультет театрального творчества, она будет руководителем театрального коллектива. Никто из других участников спектаклей не связал свою жизнь с театром. Но это и не было моей задачей. Важно, чтобы они любили это искусство. И еще театр помогает, я думаю, решать множество психологических задач в юношеском возрасте. Мне очень хочется, чтобы в нашей школе был свой театр». В 2010 году Э.В.Белоброва перешла работать в школу № 3, и театр в нашей школе прекратил свое существование. Зато в школе № 3 в 2011 году Эльвира Владимировна поставила с ребятами свою любимую «Русалку» А.С.Пушкина. Это был прекрасный спектакль.

Заключение
        1. В 80-е годы учитель литературы Галина Васильевна Юрьева собрала вокруг себя педагогов, пригласила в клуб местного поэта Дрюкова и заинтересовала театром школьников. Деятельность клуба «Парус» включала в себя сочинение стихов и других текстов, обсуждение книжных новинок, а также создание настоящих спектаклей – по пьесам Н.В.Гоголя «Женитьба» и «Ревизор», А.Н.Островского «Женитьба Бальзаминова», Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве», А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2. В 2000-е годы педагог Эльвира Владимировна Белоброва сама увлеклась театром, поступила на режиссерский факультет областного училища культуры, объединила молодых учителей школы и старшеклассников. В результате этого содружества родилось восемь выпускных спектаклей:
• «Благослови детей и зверей» по пьесе Юлии Витковской;
• «Домой» по пьесе Людмилы Разумовской;
• «Я хочу, чтобы меня любили» по пьесе Ксении Драгунской;
• «Бабий дом» по пьесе Александра Демахина;
• «Куба - любовь моя» по пьесе Михаила Бартенева;
• «Сладкие и гадкие» по мотивам пьесы Владимира Синакевича;
• «С любимыми не расставайтесь» по мотивам пьесы Александра Володина;
• «Да кто я такой…» по пьесе М.Ладо.
Актерами в них были более ста учащихся. В видеоархиве школы хранится десять дисков с записями спектаклей.

3. Проследив историю школьной театральной деятельности, я пришла к выводу, что ее организатором должен быть увлеченный взрослый человек. Быть режиссером – это особый дар, а учиться у педагога, который одновременно может и хочет быть театральным режиссером, - счастье. В нашем городе есть театральная студия в Доме культуры, и она объединяет многих ребят. Там идет интересная работа. И в синтез-студии «МОСТ» маленьких и больших ребят учат держаться на сцене, понимать музыку. В 2013 году эта студия показала на городской сцене прекрасный спектакль «А зори здесь тихие…». И все же мне хотелось бы, чтобы традиция ставить выпускной спектакль возродилась в нашей школе.

Библиография
        1. Альбом клуба «Парус»
   2. Вадим Злотников. Кому и зачем нужен школьный театр? - http://ps.1september.ru/2000/89/3-1.htm
  3. Литературный клуб «Парус» - http://kommunar-school-1.narod.ru/nails/sail.htm

     Руководитель творческого проекта:
Гревцова Надежда Александровна
            Автор проекта:
Вересова Дарья (2014 год)